В России, в том числе в Москве, в последнее время наблюдается спад строительной активности, отмечают аналитики Cushman & Wakefield. Компания провела исследование рынка торговой недвижимости в 2017 году.
За прошлый год в России было сдано в эксплуатацию 16 торговых объектов. Общая арендуемая площадь в этих объектах составила 616 тысяч кв. метров. Это вдвое меньше, чем было сдано в 2016 году. Кроме того, объем ввода оказался самым низким за последние 10 лет.
Сейчас застройщики уделяют больше внимания существующим объектам, а не строительству новых, расширяют и реконструируют действующие торговые центры. В российских регионах большая часть нового строительства, около 60%, приходится на развитие существующих проектов.
Самым крупным торговым центром, открытым в России в прошлом году, стал столичный ТЦ «Вегас Кунцево», в котором показатель GLA (площадь, приносящая оборот) составил 119 467 кв. метров.
Самым крупным из региональных торговых объектов, открытых в 2017 году, стала вторая очередь торгового центра Central Park в Курске с показателем GLA 107 000 кв. метров.
Аналитики компании считают, что в ближайшие два года на рынке будут преимущественно небольшие ТЦ. В этот период не ожидается восстановления строительной активности. По прогнозам, в 2018 году объем нового строительства сохранится на уровне прошлого года. В столице, вероятнее всего, будет построен только один крупный торговый центр —«Каширская Плаза» с показателем GLA 71000 кв. метров.
В Cushman & Wakefield отмечают, что сейчас на отечественном рынке торговой недвижимости завершилась фаза активного роста. Ввод новых торговых центров все меньше влияет на рынок. С 2016 года доля ежегодно выводимых на рынок новых площадей занимает менее 10% от уже имеющегося объема. Застройщики переориентировались на работу с уже действующими объектами. Они стремятся к повышению трафика покупателей, ищут новые форматы, оптимизируют концепции.
По словам Татьяны Дивиной, старшего директора отдела исследований Cushman & Wakefield, осталась в прошлом эпоха суперрегиональных и региональных моллов. В этом формате рост будет происходить преимущественно за счет расширения крупных и средних объектов. Самая оптимальная стратегия в нынешних условиях — строительство локальных торговых объектов. Площади в небольших торговых объектах быстро сдаются в аренду. В кризис ежедневные покупки оказываются самыми устойчивыми, к тому же, им не страшна конкуренция онлайн продаж. На западных рынках этот подход уже продемонстрировал успешность, отмечает эксперт. Она приводит в пример США, где в последние годы растет популярность маленьких торговых объектов.
В России уже сейчас ритейлеры активно развивают мини-форматы, к примеру AB Daily, «Мой Ашан», Leroy Merlin, Детский мир.
По данным компании, в конце прошлого года средний размер действующего торгового центра составлял 36,8 тыс. кв. метров. Средний размер объектов, готовящихся к открытию в этом году, ниже — 28,5 тыс. кв. метров.